В школе • проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания, предоставить ему возможность достижения успеха • обращать внимание на положительные стороны характера ребенка, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков • постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, никогда не быть критичным, циничным по отношению к нему • предупреждать неуверенность, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для ребенка задания • уметь ставить реальные для ребенка цели и давать адекватную оценку его достижениям и успехам
В семье • создавать атмосферу взаимной привязанности, поддержки и непосредственного эмоционального общения • проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем • предпочитать требовательность безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях — к отчужденности • снимать авторитарные позиции в общении с детьми - директивный стиль общения в семье недопустим • избегать ортодоксальных суждений в общении с детьми, уметь признавать свои ошибки
К чему приводят обиды □ к стремлению «уйти в себя» □ к изолированности □ к отчуждению во взаимоотношениях □ к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт □ к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах» □ к еще большему перевесу эмоционального над рациональным □ к повышению нервно-психической напряженности □ к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и как следствие к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию |