Детям не только нужен порядок и правила поведения, они ХОТЯТ и ЖДУТ их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности. Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Достаточно часто на самом деле дети восстают не против самих правил, а против СПОСОБОВ ИХ «ВНЕДРЕНИЯ». Как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребёнка?
1. Правила (ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка).
2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Не должно быть воспитания в духе «закручивания гаек». Здесь должна быть особая мудрость родителей в решении вопроса о «можно», «следует» и «нельзя». В этом может помочь образ ЧЕТЫРЁХ ЦВЕТОВЫХ ЗОН: ЗЕЛЁНАЯ – всё, что разрешается делать ребёнку ПО ЕГО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ (в какие игрушки играть, когда делать уроки, с кем дружить) ЖЁЛТАЯ – ОТНОСИТЕЛЬНАЯ свобода – ребёнок может действовать по собственному выбору, нов пределах определённых границ (сесть за уроки, когда хочет, но сделать их не позже 20-00; можно гулять в своём дворе, но дальше не уходить). Именно здесь ребёнок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне - внутрь; ОРАНЖЕВАЯ – зона обычно не приветствующегося поведения, но допускаемого сейчас ввиду ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСВ (ребёнку разрешено дождаться отца в 10 часов вечера после его долгого отсутствия в командировке); КРАСНАЯ – действия ребёнка НЕПРИЕМЛЕМЫЕ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ – это категорические «нельзя», из которых не делается исключений (бить, щипать или кусать маму, играть с огнём, ломать вещи, обижать маленьких и т.п.)
3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка: нельзя запретить «чрезмерную» активность маленького ребёнка – её надо направить в нужное русло: исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только старые и давно уже не ходящие.
4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой – в ином случае ребёнок не может усвоить правила, привыкнуть к дисциплине.
5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным: объяснение должно быть коротким и повторяться один раз, предложения, в которых Вы говорите о правиле или запрете, должны строиться в безличной форме.
6. НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА ЛУЧШЕ, ЛИШАЯ ЕГО ХОРОШЕГО, ЧЕМ ДЕЛАЯ ЕМУ ПЛОХОЕ. (Бывает ЕСТЕСТВЕННОЕ следствие непослушания – ребёнок оцарапан кошкой, потому что дёргал её за хвост; ученик получил двойку за несделанное домашнее задание. Наказания взрослого – это УСЛОВНЫЕ следствия непослушания.) Для этого в семье должен быть «запас» маленьких и больших семейных праздников, которые будут создавать в семье ЗОНУ РАДОСТИ. ЗОНА РАДОСТИ – ЭТО «ЗОЛОТОЙ ФОНД» ВАШЕЙ ЖИЗНИ С РЕБЁНКОМ.
4 причины серьёзных нарушений поведения детей.
Первая – БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ (неважно каким способом), если ребёнок не получает нужного ему количества родительского внимания – родители испытывают РАЗДРАЖЕНИЕ.
Вторая – БОРЬБА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ против чрезмерной родительской власти и опёки, противостоят воле родителей, родители испытывают ГНЕВ.
Третья – ЖЕЛАНИЕ ОТОМСТИТЬ «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..», ответное чувство у родителей - ОБИДА.
Четвёртая – ПОТЕРЯ ВЕРЫ В СОБСТВЕННЫЙ УСПЕХ «смещение неблагополучия» в сферу поведения из-за низкой самооценки ребёнка, родители испытывают чувство БЕЗНАДЁЖНОСТИ, а порой и ОТЧАЯНИЯ. Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком КАК?», Москва, 1998 – 2008 |