Игры и упражнения, рекомендуемые родителям для домашних занятий с детьми. Заниматься с детьми лучше систематически 3-4 раза в неделю по 10-20 минут. Выполнять от 2 до 4 различных упражнений, каждое упражнение повторять 3-4 раза до выполнения его ребёнком целиком. Начинать с наименьшего числа предметов и упражнений. Для детей до 7 лет. (Эти упражнения можно выполнять на протяжении всей начальной школы). «Заметь всё».
Цель упражнений: развитие устойчивости, сосредоточенности внимания, наблюдательности.
А) Положить в ряд 5-7 (далее довести до 7-10)* различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыть их примерно на 10 секунд, снова закрыть и предложить ребёнку их перечислить. Б) Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить в какой последовательности они лежат. В) Переменив местами 2 каких-нибудь предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить показать, какие два предмета переложены. Г) Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Д) Положив один на другой 6 (до 8) предметов, предложить ребёнку после просмотра (20 секунд) перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Е) 3-4 (до 5-6) предметов разместить в разных положениях: перевернуть, поставить на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Просмотр 20 секунд. Ребёнок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет.
Для детей 7-8 лет. Дополнительное упражнение на тренировку распределения внимания.
Ребёнку предлагается задание: вычёркивать в газетном тексте 1 (2) букву, а в это время ставят пластинку или читают сказку на 2-4 минуты. Потом проверяют, сколько букв ребёнок пропустил при зачёркивании. Потом ребёнка просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Бывает, что первые неудачи вызывают протест и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют, рождается спортивный азарт. Успех, сказывающийся на учебной деятельности, приходит не сразу, необходимо время и терпение. Достоинства подобного задания в возможности игрового и соревновательного его оформления.
Для детей 9-10 лет. «Выполняй всё».
Цель: тренировка распределения внимания и расширение его объёма. Показать ребёнку на 8-10 секунд картинку, потом назвать число (2-х, потом 3-хзначное), затем предложение из 5-6 слов. Ребёнок должен рассказать, что изображено на картинке, повторить число и предложение.
В заключение, хотелось подчеркнуть, что различные стороны внимания и независимость их проявления приводят к тому, что одни стороны внимания оказываются развиты лучше, а другие – хуже. Но при этом имеет место их взаимозаменяемость и компенсация. Более сильные стороны внимания выступают на первый план и берут на себя основную исполнительную задачу в учебном процессе. |